Пoслe нeдaвнeгo тeрaктa в Нью-Йoркe oкaзaлoсь, чтo въexaвший людeй тeррoрист рaбoтaл вoдитeлeм в Uber. В кoмпaнии эту инфoрмaцию ужe пoдтвeрдил. Тaк, чтo гипoтeтичeски, нeaдeквaтный тaксист мoжeт сoвeршить тeррoристичeский aкт, и нa служeбнoй мaшинe вмeстe с пaссaжирaми.
К счaстью, пo дaнным силoвикoв, Укрaинa нe вxoдит в списoк цeлeй в мирe тeррoристичeскиx групп. Тeм нe мeнee, стaть пaссaжирoм этo прoстo oтсутствиe вoдитeля — тoжe нeзaвидный сцeнaрий.
Зa примeрaми нe нужнo дaлeкo xoдить — дoстaтoчнo вспoмнить двa грoмкиx ЧП, кoтoрыe прoизoшли с вoдитeлями тaкси в 2017 гoду. Пeрвый — этo жестокая авария в мае на проспекте Победы в Киеве, когда таксист врезался в отбойник путепровода и погиб на месте, пассажир (музыкант из Ирана) оторвало руки, через несколько дней и умер. По словам пассажира, водитель такси был пьян, но «должны пойти». Вторая история произошла в октябре — пьяный таксист преследовал гонки с полицией, после задержания пытался съесть ключи от машины.
Так что, Autonews.ua разговор нескольких крупных перевозчиков о том, через какие проверки проходят у них кандидаты, и как потом компании отслеживают качество их работы.
RED ТАКСИ
«У нас нет он-лайн регистрации. Кандидат может оставить только свои контакты, и в любом случае идет в одном из наших офисов (один на Левом, один на Правом берегу). Обязательно проходит обучение, знакомится с тем, как работает программа. Сервисный отдел качества, проводятся собеседования с каждым водителем и проверки его машины. На самом деле нас интересует его умение общаться, его знания города, и это, в каком это состоянии содержит машина. Как только человек приступает к работе, мы начинаем отслеживать его деятельность. Мы видим, как это работает на этом маршруте, но все же за 10 дней ему звонят наши менеджеры и опрашивают, все ли в порядке, ли это понимает. Затем уже стандартная работа по жалобам и обращениям, если такие есть. Также, каждые три дня водитель обязан загружать фотографии его машины, — без этого обмен не открывает», — объясняет трейдер «Red Taxi» Александр Семененко.
По его словам, в операции запрещены дискуссии на религиозные и политические темы.
«Мы не рекомендуем вообще поднимать с клиентом темы, которые могут привести к конфликту: политические, религиозные взгляды, вредные привычки, «веганы или мясо» и тому подобное. Соответственно, фильтры на эти вопросы у нас нет — просто не обсуждать на вашем пути. Если у водителя аллергия на животных, то самостоятельно это означает. Главное, что нас интересует — знание города, умение водителя общаться с клиентом, как не конфликтны. Потому, что есть люди, которые будут переходить из службы в службу и на ней сразу видно, что человек конфликтный, не умеет слушать и любит спорить. Нам это не нравится и не подходит. Да и совсем «эпической» личности к нам, скорее всего, и не приходят, потому что понимают, что мы не самые дешевые услуги», — говорит в «Red Такси».
УБЕР
В компании Убер оговаривают, что водители не являются сотрудниками компании — в Украине мы работаем только с частными предпринимателями или юридического лица.
«Для подключения к системе водителя партнер должен предоставить ряд документов, включая водительское удостоверение, документы на автомобиль, страхование, и др. также Существует ряд обязательных требований к автомобилю и водителю. Мы ожидаем от наших партнеров соблюдения законодательства, правил сотрудничества, ПДД», — говорят в PR-службу Uber.
Качество путешествия Убер мониторят с помощью оценки, которые ставят друг друга водителя и пассажиров.
«Если она падает ниже определенного уровня, водителя отключают от платформы. Таким образом, каждый вид определяет, является ли автомобиль и водитель ожиданиям пользователей. Кроме того, Убер работает специализированная служба поддержки, которая мгновенно реагирует на все обращения пользователей и в случае необходимости принимают меры», — объясняют в Убер.
Если водитель выключил систему, например, из-за проблем с автомобилем, то он может вернуться после того, как их устранить.
«Это машина может вернуться на платформу только после определенной стадии пост-контроля. В случае грубых нарушений правил сотрудничества водитель может быть навсегда отключен от платформы», — сказал в autonews.ua в PR-службу Uber.
UKLON
«Все водители при приеме на работу проходят через отдел работы с водителем. Каждый автомобиль осматривается, с водителем проводится беседа и взяты копии документов. Наиболее распространенные «стоп-сигнал» для того, чтобы не пропустить человека дальше интервью — его реакция на замечания, на автомобиль. Если реакция неадекватная — агрессия, и т. п., то стоп-сигнал. Личного мнения у нас фильтров нет. Все люди разные. У нас есть как ветераны АТО и вынужденные переселенцы. Но в случае, если водители будут замечания от клиентов в процессе работы с ним проведут собеседование и рекомендовать поддерживать провокационные разговоры», — говорит директор по маркетингу сервиса Uklon Даниил Ваховский.
Кстати, начальник отдела работы с клиентами Феликс Вайман на сайте Uklon ведет блог, в котором объясняет кандидатов нюансы работы и анализирует различные варианты проблемных сценариев в ходе путешествия.
«Главное требование — это качество автомобиля. Также у нас есть ограничения на марки автомобилей, их типа и года выпуска. Если мы будем говорить о внешнем виде водителя, то рекомендуется придерживаться нейтрального стиля одежды, без акцента, в спортивной или домашней одежды. Кроме того, что всегда приветствуется выход на изменения в деловой одежде», — сказал в Uklon.
ЭЛИТ-ТАКСИ
В службе «Элит-такси», которая обслуживает пассажиров бизнес-сегмент, говорят, что, с одной стороны, интервью с кандидатами у них короткий, а с другой стороны, они устраивают серьезные разговоры.
«Вы должны понимать, что у нас работают реальные частные предприниматели, субъекты. Первоначально проверяет их состояние, если они имеют право заниматься этой деятельностью. И все субъекты хоздеятельности — лицензированных перевозчиков. Это означает, что если человек не просто вкладывается в хороший автомобиль, и другой, и оказывается перед государством, платит налоги и строит для себя в качестве бизнеса, то очевидно, что он не позволит, чтобы затем вести себя неподобающим образом. «Шалтай-болтаев», отсутствие у нас априори не может быть. Но на прием мы еще провести ряд переговоров. Все начинается с обычного общения. Общение происходит на нескольких фронтах: мы говорим на знание города, человек говорит о себе. Мы смотрим на его поведение, на его желание работать эффективно. Исследование, проведенное ведущей услуги, если необходимо — подключение психологов, хотя это случается редко», — говорит autonews.ua владелец службы «Элит-такси» Александр Круликовский.
По его словам, случаев, когда компания в одностороннем порядке прекращала сотрудничество с плохо показывают себя водителю было всего несколько, и то, в начале ее работы. «Если ребята и уходят, уходят по своей воле. Мы работаем в бизнес-сегменте, и очень часто они получают более интересные предложения», — добавляет Александр Круликовский.
«УСИЛИЯ ЭТИХ ТРЕХ КОМПАНИЙ НА ПОГОДУ НА РЫНКЕ НЕ ДЕЛАЮТ»
Эксперты в области транспорта разводят руками — если говорить глобально, то выбор ник практически в полном разгаре.
«Водители больше внимания уделяют и лизинговые компании, которые выделяют его автомобиля, которые потенциально будут использоваться в такси. Даже банки реализуют большую часть госполитики на безопасность пассажиров, чем «Укртрансинспекция», потому, что банк не даст человеку с психическими отклонениями в кредит. Да, я согласен с тем, что есть компании, которые ведут постоянный или регулярный мониторинг, и некоторые даже осуществляют предрейсовый контроль подвижного состава и наркоконтроль водителя. Но как эти 3-5 услуг могут влиять на рынок? Нет», — считает руководитель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.
Также в «Развитии инфраструктуры», говорит, развивать качество услуг такси мешают конкуренты компании-посредники.
«Существуют компании, которые видят своего водителя, только когда заключают договор, и то только на жалобы. Какой предрейсовый контроль? Даже принимая к сведению уважаемых операторов на рынке драгоценных контролировать свой персонал. Необходимо в день выезжать на трассу, делать «контрольные закупки», «удар» своих водителей на предмет опьянения. Но это дорого, экономически неэффективно. Если это произойдет, то такие компании не могут конкурировать с диспетчерскими службами, у которых нет ничего, кроме телефонной базы. И это вторая главная проблема украинского рынка такси, — говорит Станислав Гвоздиков. — Большинство служб такси не их собственный подвижной состав и заниматься только поиском клиентов и продажей заказов иностранным водителям. Акцент на диспетчерские услуги платят даже и в новом проекте закона о такси. В настоящее время в экономике время посредников, кто владеет данными, тот инспектор на рынке. Это означает, что если сравнивать АТП, которое обслуживает свои машины и смотрят на водителя, то он теряет в устойчивости и прибыльности диспетчерской службе».
«ВРЕМЯ ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ»
Кстати, вопреки расхожему мнению, что поездки на такси из высшего класса может убереть от «стремных» водителей, это не всегда так. Журналист autonews.ua посчастливилось ездить на Chevrolet Captiva (казалось бы, что уже не Ланос), который подала одна из самых известных служб такси. Стиль езды водителя оказался шокирующим — он наматывал лишние круги под глазами, пошел на встречку, бить, где не может быть и несвязным разговором всей дороги производил впечатление «нанюханного». После завершения поездки, вспомогательных служб такси заявили, что на него уже были жалобы, но как-то сотрудничать с ним перестала.