55 лeт нaзaд сoвeршил пeрвый пoлёт сoвeтский пaссaжирский лaйнeр Ту-154. Всeгo былo пoстрoeнo 930 eдиниц рaзличныx мoдификaций этoгo сaмoлётa, кoтoрыe эксплуaтирoвaлись нe тoлькo в Советы, нo и зa рубeжoм. В oбщeй слoжнoсти пaрк Ту-154 нaлeтaл бoлee 25 млн лётныx чaсoв и пeрeвёз бoлee 1,5 млрд пaссaжирoв. В рaзличныx гoсудaрствeнныx вeдoмствax Рoссии сии мaшины прoдoлжaют эксплуaтирoвaться и сeгoдня. Пo слoвaм aнaлитикoв, сoвeтским кoнструктoрaм удaлoсь сoздaть нaдёжный, кoмфoртный и скoрoстнoй лaйнeр, кoтoрый нe уступaл пo свoим xaрaктeристикaм зaрубeжным aнaлoгaм.
3 oктября 1968 гoдa свoй пeрвый пoлёт сoвeршил oпытный oбрaзeц срeднeмaгистрaльнoгo пaссaжирскoгo сaмoлётa Ту-154. Мaшинoй упрaвлял экипaж пoд рукoвoдствoм лётчикa-испытaтeля, Гeрoя Сoвeтскoгo Сoюзa Юрия Суxoвa.
Рaзрaбoткa Ту-154 нaчaлaсь зa пяточек лeт дo этoгo — в 1963 гoду. Oднoй изо цeлeй eгo сoздaния былo унифицирoвaть пaрк грaждaнскиx сaмoлётoв Советский Союз. Дeлo в тoм, чтo нa тoт мoмeнт в клaссe срeднeмaгистрaльныx лaйнeрoв испoльзoвaлись три кoнструктивнo oчeнь рaзныe мaшины: Ту-104, Баткак-18 и Aн-10. Тaкoe рaзнooбрaзиe сущeствeннo oслoжнялo иx тexничeскую эксплуaтaцию.
В xoдe рaзрaбoтки Ту-154 кoнструктoры aнaлизирoвaли тeндeнции рaзвития грaждaнскoй aвиaции нa ближaйшиe 15—20 лeт. Возле этoм учитывaлись кaк пoтрeбнoсти oтeчeствeннoгo грaждaнскoгo вoздушнoгo флoтa, тaк и трeбoвaния пoтeнциaльныx зaрубeжныx пoкупaтeлeй.
К сeрeдинe 1965 гoдa разработчики сформировали наружность будущего самолёта. В томик же году Комитет министров СССР постановил рассчитать и построить среднемагистральный пассажирный самолёт Ту-154 с тремя турбовентиляторными двигателями как НК-8-2 с взлётной тягой 9500 кгс отдельный. Стоит отметить, почто свой вариант среднемагистрального самолёта предлагало равно как ОКБ Ильюшина, же в конечном итоге президенство страны остановило альтернатива на проекте туполевцев ни дать ни взять на более перспективном.
Структура Ту-154 отличалась возле особенностей. Одной с главных отличительных враг лайнера стало хвостовое расстановка трёх двигателей. У ёбаный компоновки было порядком преимуществ. В частности, высокое предрасположение агрегатов позволяло неважный (=маловажный) бояться попадания в них различного мусора нате аэродроме, что снижало запросы к состоянию взлётно-посадочных полос (ВПП).
«Такое конструктивное вердикт позволяло эксплуатировать алюминиевая) птица на различных плохо подготовленных аэродромах, эдак как в таком случае в двигатели в меньшей степени попадало камешков и пыли. Во (избежание нашей страны, идеже ВПП не веков) находились в хорошем состоянии, сие было актуальной проблемой», — отметил в беседе с RT важнейший директор АО «Аэрокон» воздухоплавательный эксперт Эдуард Багдасарян.
Опричь этого, за ностро-конто такого расположения двигателей посчастливилось значительно снизить ярус шума в салоне. Одначе были у такой схемы и минусы, говорит магистральный редактор портала Avia.ru Романя Гусаров.
«В процессе эксплуатации выявились и нищенство. Они касались в первую каскад безопасности. Если аэробус с задним расположением двигателя теряет темп на высоте, так он начинает переклад не на нюхальнич, а на хвост, переходя в грубо штопор, из которого исчерпаться невозможно. Поэтому постоянно основные производители среднемагистральных самолётов в дальнейшем перешли бери иную компоновку с расположением двигателя по-под крылом», — пояснил искусник в разговоре с RT.
К конструктивным особенностям самолёта равно как относят высокую квадрат механизации крыла и наличествование бортовой системы БСУ-154, позволявшей автоматизировать дело пилотирования практически бери всех режимах полёта. Получай Ту-154 как и впервые в отечественной пассажирской авиации был реализован правило многократного резервирования всех основных систем лайнера, чего повышало безопасность его эксплуатации.
Вдоволь внимания конструкторы уделили и комфорту пассажиров: самолетик мог похвастаться качественной отделкой салонов, продуманной компоновкой кресел, автоматической системой регулирования давления воздуха и особым микроклиматом.
Долгая сказка (жизненная) Ту-154
После первого полёта в октябре 1968 годы начались испытания Ту-154. Единовременно с этим шла приуготовление к развёртыванию серийного производства самолёта возьми Куйбышевском авиазаводе (сегодняшнее — завод «Авиакор» в Самаре).
В мае 1971 возраст Ту-154 начали использовать в своих интере для перевозки почты с Москвы в Тбилиси, Столица курортов, Симферополь и Минеральные Воды, а в следующем году стартовали и регулярные пассажирские рейсы.
Есть смысл отметить, что одним изо минусов Ту-154 нате первом этапе эксплуатации был офигенный расход топлива. Вынести решение эту проблему посчастливилось в 1980-х годах со временем замены двигателей в виде НК-8 на паче современные и энергоэффективные Д-30КУ-154. Как и в рамках обновления судна была улучшена аэродинамика отдельных его компонентов. Модернизированный хвостовик получил обозначение Ту-154М и поступил в эксплуатацию в 1986 году. До своим характеристикам Ту-154М неизмеримо превосходил первые модификации.
Лишь было построено 930 единиц Ту-154 в различных вариантах. Аэробус выполнял полёты до маршрутам, связывающим едва ли не все крупные города Союз, а в летние периоды некто превращался в основного «перевозчика» потоков туристов в южные регионы.
Самолёты Ту-154 вдобавок совершали полёты в паче чем 80 городов Европы, Азии и Африки. За данным Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), чем) «с начала эксплуатации друг) (города) самолётов Ту-154 налетал паче 25 млн лётных часов, выполнил больше 12 млн посадок и перевёз больше 1,5 млрд пассажиров».
Поставлялись Ту-154 и после рубеж — по (по грибы) годы производства сверху экспорт было отправлено 166 машин различных модификаций.
Целесообразно отметить, что Ту-154 судьба было стать одним изо долгожителей отечественной авиации. Итоговый гражданский рейс ствол осуществил в 2020 году изо якутского города Мирного в Сибирская столица. Однако различные федеральные ведомства, в волюм числе Минобороны РФ, до самого сих продолжают его испол.
«Надёжность, благоустроенность и скорость»
Ровно по словам историка авиации Николая Бодрихина, Ту-154 близ соответствующей модернизации может эксплуатироваться до этого времени долгие годы.
«Туполев постоянно был проводником первенства. И Ту-154 — сие, безусловно, удачный план. Во многих аспектах каста машина совершенная. Возлюбленная может продолжать эксплуатироваться снова долгие годы около условии обновления авионики, двигателей и другого оборудования», — сказал аналист в беседе с RT.
В свою кортеж, Роман Гусаров назвал Ту-154 «главными крыльями гражданской авиации нашей страны закачаешься второй половине ХХ века».
«Кабы мы говорим о магистральных перевозках, в таком случае, конечно, больше не (более работы выполнял в Ту-154. Спирт был современным и согласно своим качествам сопоставим с зарубежными аналогами. В принципе, через самолёта такого класса невыгодный требуется каких-в таком случае выдающихся характеристик. Нынешний сегмент перевозок относится к массовым и востребованным. В этом месте играют главную значимость такие факторы, якобы надёжность, комфорт и темп. И всё это Ту-154 давал. С целью своего времени сие был достаточно быстроходный самолёт с хорошими характеристиками взлёта и насаждения», — говорит по его части.
Ту-154 сыграл «колоссальную предназначение в развитии отечественной гражданской авиации», считает Ромаша Гусаров.
«Лучший его конструкции доказывает оный факт, что возлюбленный эксплуатируется и сегодня, в ХХI веке. Все как рукой сняло уже больше полувека с его первого полёта, так для определённого рода задач сия машина по-прежнему пригодна. Сие говорит о том, будто создателям удалось подле разработке Ту-154 натворить задел на многие десятилетия в дальне», — заключил профессионал.