Высшиe живoтныe, тaкиe кaк oбeзьяны, сoбaки и дeльфины, xoрoшo пoддaются прoцeссу oбрaзoвaния. Тeм нe мeнee, дo нeдaвнeгo врeмeни бытoвaлo мнeниe, чтo бoлee прoстыe организмы, пчелы, в этом случае, не в состоянии обучения и приобретение новых навыков в процессе обучения, из-за небольшого размера их мозга и его небольшой сложности. Но вот что говорят об этом ученые из университета Королевы Марии в Лондоне (Queen Mary University of London, QMUL): «Результаты нашего исследования-это последний гвоздь в крышку гроба, в котором похоронена идея о том, что маленький ум ограничивает способность насекомых к обучению и гибкость их поведения».
В своих исследованиях команда из Школы биологических и химических наук QMUL, возглавляемая профессором его ларс Читтка (Lars Chittka), учил, пчелы играют в своего рода одиночный мини-футбол, закатывать мяч в лунку, которая находится в центре поля. Это было сделано для получения доказательства того, что пчелы могут научиться делать то, что не связано непосредственно с их поведением в естественной среде.
Процесс подготовки пчел производится тремя различными способами, в первом случае, пчелы показали, что, как уже обученная пчела летит шарик, во втором случае, ученые катали мячик по поверхности с помощью магнита, и в третьем случае мяч изначально был в отверстие, в импровизированном «футбольные ворота». И в трех случаях в конце каждого этапа подготовки пчел подожди, еда, сладкий, концентрированный раствор сахарозы.
Больших успехов добились пчелы, которые имели возможность наблюдать, как другие пчелы выполняют работу с мячом. Кроме того, некоторые из «новобранцев» еще и изменить к лучшему как для выполнения работы, делая все более быстро и более эффективно, а их «учителя».
После начального образования ученые сложная работа, которую помещают на поверхность поля три мяча, которые находятся на разном расстоянии от центрального отверстия. И маленький мозг пчелы работает удивительно хорошо, почти все насекомые пытаются поставить в центре средняя в этот шар. Но после того, как ученые приклеили два мяча на поверхность, оставляя свободным только самый дальний мяч, пчелы справились с работой. Кроме того, все пчелы справлялись с работой, даже при изменении цвета и размеры шариков.
«Все пчелы решили выполнить свою работу по-своему. Это показывает, что это не просто повторяли то, что было доказано в процессе образования, они смысл и развивали в процесс некоторые коррективы», — говорит Олли-Й. Лоукола (Olli J. Loukola), один из исследователей, — «это показывает потрясающие способности пчел в образовании, гибкости поведения, несмотря на небольшой объем их мозга».