Британские ученые рассекретили личность Бэнкси — самого известного уличного художника в мире. Специалистам из колледжа Королевы Марии Лондонского университета удалось подтвердить предположение от 2008 года о том, что под маской Бэнкси скрывается выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем. Теперь, если полиция заинтересуется личностью Каннингема, ему будет грозить серьезная ответственность за разрисовку стен граффити.
К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые…», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.
Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.
Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.
Авторы исследования «По пятам Бэнкси: использование метода географического профилирования для исследования современной художественной тайны» уверены: их опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.
Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.
«Если вы сопоставите в Google Бэнкси и Каннингема, вы получите около 43,5 тыс. совпадений. У нас было десять наиболее вероятных подозреваемых, но быстро стало очевидно, что серьезно стоит рассматривать только одну кандидатуру, и теперь все знают, кто это», — сообщил «Би-би-си» один из авторов исследования Стив Ле Комбер. Он также признался, что уже давно является поклонником Бэнкси и догадывался: под его маской скрывается Робин Каннингем.
Если исследованием заинтересуются правоохранители, Каннингему будут предъявлены обвинения в «преступном вандализме» — именно так в Великобритании расцениваются граффити. Известно, что адвокаты Бэнкси связывались с авторами доклада и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Ведь подобная слежка может быть расценена как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.
Бэнкси уже неоднократно ловили, сажали в тюрьму и «разоблачали», однако до сих пор его личность оставалась тайной. Предположения о том, что под маской Бэнкси скрывается Робин Каннингем, возникли еще в 2008 году. Его узнали бывшие школьные товарищи по фотографии, которая была сделана несколько лет назад на Ямайке, когда художник работал над своим очередным произведением. Бэнкси, разумеется, поспешил эту информацию опровергнуть.
Издание Mail on Sunday, потратившее целый год на расследование личности Бэнкси, писало, что семья Робина и его жены Джой Миллворд ведет жизнь настоящих затворников: они мало общаются с соседями, а родственники супруги знают лишь, что ее муж зарабатывает на жизнь тем, что иллюстрирует поваренные книги и делает дизайн для церемоний награждения — этим якобы объяснялись его частые отлучки. Любопытно, что жена Бэнкси — одного из главных критиков британского истеблишмента — на тот момент работала в группе, которая лоббировала интересы благотворительных организаций в британском парламенте.
Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).
Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.
Слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»)
Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.
Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах
Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе
В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд).
Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.